Подготовим ребенка к школе

Посмотрим, какие трудности поджидают ребенка в начале первого класса, что выявляется в начале первого и начале второго класса у неподготовленных детей. «Лакмусовой бумажкой» послужат нам их тетради по правописанию. Мы увидим, на первый взгляд, невероятные ошибки детей, с трудом расшифровывая их самостоятельное письмо:

1. Пропуски букв, и даже слогов в словах из пяти-шести букв( «коша» - кошка; «дево» - дерево; «цыпенок» - цыпленок)

2. Перестановки букв( вместо все – «све»; он – «но»

3. замены букв «солныско» - солнышко; «ключок» - крючок; «самок» - замок

 

Более того, большинство детей не чувствуют границ слов и могут написать два-три слова слитно, при этом чаще всего слитно пишется предлог с существительным.

 

Корни трудностей овладения ребенком  структурой слова и фразы лежат в том , что ребенок до 5-6 лет слышит слово как единый звуковой  комплекс, которым он овладел в процессе имитационной слухоречевой памяти при восприятии ситуативной, бытовой речи.

Кроме того, трудности овладения ребенком звуковой структурой слова объясняются и тем, что многие дети к пяти-шести годам еще не овладели верным произнесением всех звуков родного языка.

Как же готовить ребенка к обучению в школе?

  1. Прежде всего, не переучивать детей – левшей с левой руки на правую, не травмировать ребенка. Прежде чем учить ребенка писать печатные буквы, желательно, чтобы он, подражая родителям, научился схематично рисовать солнышко, домик, человека, елку, дерево, траву, машину с колесами и умел их распределить на листе бумаги. Затем необходимо научить ребенка заштриховывать  цветными карандашами простейшие орнаменты, состоящие из серии квадратиков и цепочки треугольников, а затем и кружочков, а также книжки-раскраски. Первоначально «штрихи» ребенка будут выходить за границы квадрата, треугольника, круга, и ему надо показать что начинать «работу» надо не от центра фигуры, а от боковых линий к центру, постепенно расширяя или сужая размах карандаша. Воспитание аккуратности в штриховке приведет к свободному владению карандашом и облегчит в будущем овладение написанием прописных букв.
  2.  Важно, чтобы родители следили за чистотой и четкостью своего произношения , не сюсюкали . Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо учился в школе, он должен с первых дней жизни слышать четкую, красивую русскую речь.
  3. Огромную роль в подготовке ребенка к школе играют детские настольные игры, начиная с лото по классификации различных предметов обихода, животных, транспорта, вплоть до более сложных игр.

Во время этих игр повышается активность ребенка, голос его становится уверенным, он учится подчиняться дисциплине, плану игры.

надо учить ребенка выступать перед «ближайшей публикой»: сначала перед папой, бабушкой, затем петь песенки вместе со всей семьей или отдельно, читать на импровизированной сцене стихи, постепенно усложняя их набор. Это позволит предупредить страх ответа на вопрос учительницы.

  1. Особой подготовки к школе заслуживает умение ребенком пересказать сказку или                                               рассказ, рассказать содержание мультфильма с обязательным умением употреблять имена героев сказки или фильма. Причем желательно, чтобы ребенок не размахивал при этом руками, а вместе с вами отвечал на поставленные вами вопросы. Учите своего малыша культуре речи, и если он принесет с улицы или из детского сада нецензурное слово, спросите его: «Разве я эти слова произношу?»
  2. В пять-шесть лет ребенка можно научить определять такие геометрические фигуры как треугольник, круг, квадрат, показать, как пишутся цифры в пределах десяти, обучить его самым элементарным словам «отнять», «прибавить», «сложить», «получится», научить решать легкие задачи на сложение и вычитание на доступных ему предметах(фруктах, кубиках, карандашах)
  3. Хорошо, если ваш ребенок будет знать названия нескольких городов и даже стран, «находить» их на глобусе и даже карте. Он должен знать имена и фамилии нескольких писателей, написавших для детей сказки.
  4. Приучайте ребенка к порядку во всем: все игрушки он должен убирать вместе с вами, а затем, позже, сам. Для тетрадей, бумаги для рисования, карандашей должны быть специально отведенные места. Ребенок  должен правильно сидеть за столом. Если стол высок для него, на стул можно подкладывать подушки или книги большого размера. Следите, чтобы он сидел ровно и одно плечо не торчало кверху, а другое не свисало до сиденья стула.